Интеллектуальная готовность к школе
Родители и дети

Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Но для того, чтобы развитие это шло успешно, ребенок должен быть подготовлен, у него должны быть уже сформированы предпосылки к этому успешному развитию.

Поэтому поговорим немного об интеллектуальной готовности к школе.

Интеллект - это общая познавательная способность, способность к познанию. Уровень развития интеллекта проявляется во всех сферах - и в мышлении, и в восприятии, и в памяти, и в речи.

В младшем школьном возрасте память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это связано с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Ведь именно в школе необходимо "учить уроки". Во-вторых, идет интенсивное формирование приемов запоминания. От примитивных (повторения, длительного рассматривания материала) - к осмыслению связей разных частей материала. К сожалению, в школах мало учат приемам запоминания.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного, характерного для дошкольника, - к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Сначала нужно руководить восприятием ребенка, чтобы он смог увидеть то, что нужно. Как? Очень просто - необходимо указкой вести взор ребенка за собой!

Также формируется в этом возрасте и способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах.

Наконец, мышление ребенка приобретает абстрактный и обобщенный характер.

Диагностика интеллектуальной готовности к школе позволяет определить все предпосылки к развитию ребенка во всех этих сферах, провести коррекцию, если это необходимо. В задачу этой статьи не входит подробное описании данной диагностики. Здесь мы вкратце рассмотрим, как родитель может помочь ребенку в подготовке к школьной жизни без помощи психолога. Итак, школа…

Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий. Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен уметь видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки.

Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной. Дошкольник видит ситуацию только со своей точки зрения, где он сам - в центре, и никак иначе (отсюда и название этого - феномен эгоцентризма, или центрации). Стать на точку зрения науки или общества ребенок не может. Но никакое обучение невозможно до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения ребенка.

Предложите ребенку поиграть в трех братьев:

"Было три брата: Миша, Петя и Слава. Сколько братьев у Миши? У Пети? У Славы?"

Предложите теперь ему условно стать Мишей, затем Петей и Славой и ответить на вопрос с позиции каждого из детей. Здесь как и в игре ребенок принимает условно на себя роль другого и принимает во внимание, как выглядит ситуация с точки зрения других братьев.

Децентрация формируется таким образом: сначала образуется много центраций, затем происходит отделение себя от другого и его точки зрения без того, чтобы на нее реально становиться, а только ее предполагать.

Любая ролевая игра приводит к "расшатыванию" представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создает условия для координации разных позиций. К концу дошкольного возраста возникает линия перехода от эгоцентризма к децентрации.

Если Ваш ребенок с трудом принимает позицию другого, ему будет гораздо сложнее понять учителя и усвоить то, что он рассказывает.

Что еще необходимо Вашему будущему школьнику? Конечно же, его речь должна быть понятна другим, ведь, ему придется отвечать на уроках перед всем классом. Он должен уметь так описать что-то, какую-либо ситуацию, чтобы другому человеку, не видевшему ее, было понятно, что происходило.

Попросите своего ребенка рассказать по воспоминанию какую-нибудь яркую эмоциональную историю. Задавайте ему вопросы, если чувствуете, что подробности ускользают от Вас.

Попробуйте определить, понимает ли Ваш ребенок разницу между "количеством" и "величиной". Это очень важно для будущего школьника! Часто дети путают эти понятия, даже если уже умеют считать. А все потому, что считать и сравнивать - разные вещи. Возьмите три больших пуговицы и пять маленьких. Спросите своего ребенка, где пуговиц больше. Если он покажет на первую кучку, которая пространственно выглядит больше, значит он сравнивает не количество, а величину площади.

Тогда предложите ребенку проверить, так ли это. Проверить можно с помощью попарного сравнения пуговиц из разных множеств. Для этого надо иметь "метки" - допустим Вы можете рисовать кружочки разного цвета, но одинакового размера друг напротив друга: каждая пуговица обозначается своей меткой. Объясните, что если какой-нибудь метке пары не хватило, то значит таких меток больше. Соответственно и пуговиц больше.

Таким образом, для ребенка вводится понятие "больше/меньше" без понятия числа. Если он еще не умеет считать, это не помешает ему определять, где больше, а где меньше. Таких заданий надо провести несколько раз, пока ребенок не будет сам определять таким способом, где предметов больше, а где меньше.

Ремизова Г. Е

Omen.ru о3он SpyLOG

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz