Психологическая готовность к школе
Родители и дети

Итак, Ваш ребенок идет в школу… Вам, конечно, хотелось бы узнать, готов ли он к этому и в чем, собственно говоря, должна заключаться эта самая готовность.

Поэтому, маленькое отступление на тему готовности и неготовности к школе. Вот точка зрения педагогов на эту проблему: ребенок считается готовым к школе, если у него есть соответствующие знания, умения и навыки. Какие же?

Знания. Прежде всего Ваш ребенок должен уметь рассказать про себя - кто он (фамилия, имя, отчество), когда он родился, где живет (полный адрес); кто его родители - как их полностью зовут и кем они работают. Он должен знать названия дней недели, месяцев, сезонов, а также иметь понятие о природных явлениях (снег, дождь и т.д.).

Умения и Навыки. Это, прежде всего, чтение и счет. Что касается чтения, то педагоги, конечно, предпочитают сами учить детей читать. И вот почему. Дело в том, что наши дети могут достигнуть больших успехов в чтении за счет… распознавания образов! а не на основании анализа и синтеза, как это происходит у взрослых.

Счет должен быть освоен ребенком в пределах 10 - прямой и обратный, желательно на автоматическом уровне.

Ваш ребенок должен уметь составлять рассказ по картинке.

И последнее, речь Вашего ребенка должна быть социализированной, т. е. понятной всем, а не только ему одному.

Однако, часто бывает, что совсем не помогло то, что ребенок читает с четырех лет, знает не только русский, но английский алфавит, наизусть читает стихи и знает, что такое отрицательные числа.

Увы, готовность к школе у ребенка в настоящее время складывается только к концу первого полугодия первого года обучения в школе. Почему? Ведь детей учат писать, читать, считать уже с детского сада. Оказывается, можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность (вспомните, как Вы учили своего ребенка - конечно же, через игру!), поэтому эти знания имеют другую структуру. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

Хорошо еще, если в школе, куда поступает Ваш ребенок, проводят диагностику психологической готовности к школьному обучению. Психолог определит, что необходимо подкорректировать для того, что Вашему ребенку было хорошо и комфортно в новой ситуации школьного обучения и в отношениях со сверстниками и учителями.

Что же делать, если такую диагностику школа не проводит? Позаботьтесь о своем ребенке заранее - и не в августе, когда до начала обучения остались считанные деньки, а в январе-феврале - попробуйте сами определить, готов ли Ваш ребенок к школе.

Как это сделать? Прежде всего, обратите внимание на произвольное поведение Вашего чада. Произвольное поведение - это способность действовать в соответствии с желаниями. Такое поведение связано с личностным развитием: появляется умение подчинять один мотив другому, действовать «как взрослый», подавлять сиюминутное желание.

За выполнением правила лежит система социальных отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним. Если бы соблюдение правила не заключало в себе системы отношений со взрослыми, то никто бы никогда этих правил не выполнял

. Посмотрите, как Ваш ребенок играет. Может ли подчиняться введенному правилу? Берет ли на себя роли? Может ли действовать так, как предписывает выбранная роль?

Все методики на произвольность включают в себя следующее:

  • Введение правила;
  • Введение условия, провоцирующего нарушение правила;

Затем смотрится выбор ребенка.

Давайте воспользуемся этими условиями и посмотрим, как Ваш ребенок играет в такие игры.

Итак, игра! Наверняка, кто-нибудь вспомнит, что в детстве тоже играл в подобную, как я например. Правила очень простые: в ответах нельзя говорить «да», «нет», «черное», «белое». Это надо хорошенько объяснить ребенку, чтобы не возникло непонимания. И начинайте…

«Рыба-карась, игра началась!
Барыня прислала сто рублей
И сказала: Отвечай поскорей…
Что хотите говорите,
Черный, белый не носите,
«Да» и «нет» не говорите…»

Это ритуальное начало игры, включающее правило, о котором ребенок уже знает. Дальше задавайте любые вопросы (Как тебя зовут? Где живешь? и т . п.), заодно узнаете, обладает ли Ваш ребенок необходимым минимумом знаний о себе. Среди таких простых вопросов начинайте вставлять альтернативные: Ты мальчик? Ты любишь мороженое? Какого цвета снег?

Придумайте сами вопросы поинтересней. Если ребенок ошибется - поменяйтесь ролями: пусть он сам спрашивает и подлавливает Вас.

Если Ваш ребенок не обладает произвольностью, то он не сможет играть, сколько бы раз Вы не объясняли правило.

Кстати, если он вдруг замолчит при ответе на какой-нибудь вопрос - это просто означает, что он не может подобрать такой ответ, чтобы не было нарушено правило, про которое он помнит. Это тоже показатель произвольного поведения!

Что же делать, если Ваш ребенок «непроизвольный»?

Все поправимо, у Вас еще есть полгода до школы. За это время можно добиться неплохих успехов.

Сначала нам надо выбрать какую-либо форму поведения Вашего ребенка, что-нибудь, что он забывает делать или делает только в Вашем присутствии (бывает, что без взрослого - материального носителя правила - выполнение правила исчезает).

Выберите что-нибудь простое, например, утренний подъем. Для ребенка эта ситуация раскладывается на несколько шагов:

  • Пойти в туалет
    Умыться
    Переодеться
    И т.д. - как принято у Вас в семье

Теперь нам нужен «материальный носитель правила», т. е. то, что заменило бы Вас, но напомнило бы ребенку, что надо делать.

На листе бумаги обозначим схематически все шаги данной ситуации - нарисуйте маленькие картинки, которые бы обозначали и туалет, и умывание и т.д., и разместите их по порядку слева направо. Теперь на узкую полоску бумаги прикрепите какую-нибудь яркую фигуру (кружок или звездочку) таким образом, чтобы ее можно было передвигать по этой полоске. А полоску прикрепите двумя концами вдоль Ваших картинок.

Ребенку предлагается игра: как только он сделал первый шаг, он может передвинуть кружок дальше, на следующее действие. Это материальное «правило» прикрепляется на стенку, где ребенок часто проходит (чтобы бросалось в глаза).

Когда вся цепочка утреннего подъема закончена, ребенок получает приз (это необходимо для закрепления мотивации).

Ребенок будет выполнять это с большим удовольствием, а передвигание кружка будет доставлять ему радость. Через какое-то время Вы заметите, что он уже делает сразу несколько шагов, а затем на несколько пунктов передвигает кружок. Это показатель того, что правило стало переходить во внутренний план. Обычно двух недель бывает достаточно, чтобы ребенок научился выполнять что-то уже без внешней «подсказки».

Тогда Вы можете выбрать другую ситуацию (например, вечернюю уборку игрушек). Кстати, все шаги должны быть максимально понятны ребенку: вариант «посадить всех кукол на место» лучше заменить на «посадить всех кукол на полку». Лучше, чтобы шаги были более конкретными. Если у ребенка возникли трудности, попробуйте разбить действие на несколько более мелких: «посадить Машу на полку», «поставить машинку в гараж», «собрать кубики в коробку». И не забывайте про поощрение!

Не забывайте о том, что произвольность в поведении появится только при многих проигрываниях правил. 2-4 месяцев бывает достаточно, чтобы ребенок принял идею о том, что правила положительно регулируют его поведение.

Если Ваш ребенок ходит в детский сад, можете договориться с воспитателем, чтобы Ваш ребенок также получал подкрепление (хотя бы в виде похвалы) за то же действие, что и дома (например, уборку игрушек).

Теперь Вашему ребенку будет гораздо легче в школе, ведь там на него буквально сваливаются множество правил («сидеть надо прямо», «чтобы ответить - надо поднять руку», «чтобы выйти - надо спросить разрешения» и т. д.)

Итак, мы разобрались с произвольностью поведения. Об остальных компонентах психологической готовности мы поговорим в следующий раз.

Ремизова Г. Е

Omen.ru о3он SpyLOG

Наш опрос
Поставьте оценку этой статье

1
2
3
4
5



Текущие результаты
 

 

 

Сайт управляется системой uCoz