Привязанность ребенка к взрослому
Родители и дети

Все мы с вами к кому-то привязаны - к одним больше, к другим меньше. Кто-то вызывает наше беспокойство, за кого-то мы волнуемся и переживаем, вместе с кем-то радуется своим и чужим удачам и радостям.

И как-то не задумываешься, что все это идет из детства, точнее из младенческого возраста. Уже в это время малыш получает свой первый опыт взаимодействия с миром и окружающими. Так как же формируется наше чувство привязанности к другим. Скажу сразу, что самая первая привязанность ребенка к матери совсем непохожа на то, что мы испытываем к нашим близким в более позднем возрасте.

Итак, как развивается привязанность ребенка к взрослому.

Прежде всего, у ребенка есть врожденная предрасположенность к привязанности - потребность в безопасности и физическом контакте (так называемое «прилипание»). И это основное, что заботит малыша. Именно это нужно ему в самом раннем возрасте. Привязанность связывают также с положительной эмоциональной установкой на кого-либо (или что-либо - не удивляйтесь - привязанность формируется и к неодушевленным предметам! Вспомните свою самую любимую игрушку!)

Основная функция привязанности заключается в том, что ребенок старается глядеть на мир и на себя глазами объекта привязанности, происходит познание себя через других.

  1. Вы можете сами проверить сформировалась ли уже привязанность ребенка к Вам.Если Ваш ребенок:
  2. Начинает протестовать против Вашего ухода;
  3. При Вашем возвращении успокаивается;
  4. Ищет физической близости;

По-разному реагирует на разных взрослых, ориентирован на одного, близкого, то это означает, что чувство привязанности у него уже сформировано.

Объектом привязанности служит сначала только один близкий взрослый. Но чем сильнее привязанность к нему, тем сильнее она будет развиваться к другим членам семьи.

На 1-м году жизни Вашего ребенка можно проследить различные стадии развития привязанности. Их проходят все дети.

0-2 мес. - стадия предпривязанности. Ребенок еще не различает взрослых и выказывает свое внимание к любому взрослому человеку; при уходе кого-либо из взрослых нет ни тревоги, ни беспокойства.

2-6 мес. - стадия привязанности к действию. Ребенок начинает различать знакомых и незнакомых, но к незнакомым нет отрицательного отношения, при виде чужого нет ни страха, ни недовольства.

6-11 мес. - стадия подлинной привязанности. Здесь Вы можете наблюдать резко положительную реакцию на приход близкого взрослого (бурная радость, внимание и т.д.) и резко отрицательную - на приход чужого, незнакомого, особенно, если из близких нет никого рядом. Не надо пугаться, что Ваш ребенок внезапно стал вести себя по-другому и боится чужих людей. Все это закономерно и проходит после 11 месяцев. Хотелось бы обратить внимание на то, что бывают дети с врожденной предрасположенностью к эмоциональной чувствительностью. У таких малышей протест при уходе близкого и страх чужих гораздо сильнее, чем у остальных. Часто бывает, что родители просто не могут ни с кем оставить такого ребенка. Рекомендацией в таком случае, однако, будет - просто переждать это время.

>11 мес. - стадия взаимных отношений. Ваш ребенок проявляет и положительное и отрицательное отношение к близким взрослым. Протест против ухода сохраняется, но нет испуга при виде чужого человека.

Принято выделять 4 типа привязанности ребенка к близкому взрослому (один из них обязательно присутствует в возрасте 10 мес. - 2 г.). Каждый тип характеризуется реакцией ребенка на уход матери, ее возвращение, появление и уход чужого человека.

Выше мы рассказали, как привязанность формируется и к чему ее развитие приводит в норме. Это - безопасная (или надежная) привязанность. Она основана на чувстве безопасности, которое ощущает Ваш ребенок.

Но если Ваш ребенок ведет себя по-другому, необходимо задуматься, чем это вызвано.

Небезопасная (или ненадежная, избегающая) привязанность характеризуется тем, что ребенок не обращает на мать внимания при чужом человеке, не реагирует на ее уход и возвращение. Незнакомого человека боится, если остается с ним наедине. Если Вы наблюдаете такое поведение, то это означает, что ребенок постоянно испытывает чувство тревожности, из-за чего избегает всех контактов - и со знакомыми и с незнакомыми.

Амбивалентная (или тревожно-протестующая) привязанность характеризуется нарушением той деятельности при уходе матери, которой был занят ребенок (например, перестает играть), протестует против ее ухода, плачет, однако при возвращении ее - плакать не перестает. К незнакомцу относится довольно настороженно. Такое поведение говорит о том, что у Вашего ребенка нет чувства уверенности и безопасности, а к матери он относится амбивалентно (то есть противоречиво - и положительно, и отрицательно одновременно).

Наконец, последний тип - дезорганизующая привязанность - характеризуется бурным и хаотическим поведением ребенка в отсутствие матери.

Последние три типа говорят о неблагополучном развитии отношений ребенка с близким взрослым. Причем, вина, как правило, лежит на родителях, которые не осознают потребности своего малыша в защите и безопасности. Нарушения могут быть также связаны с тем, что чувства привязанности нет у самих родителей.

Поэтому посмотрим, как развивается привязанность матери к ребенку.

Привязанность - обязательный компонент в отношениях с т. з. культуры и социальных норм. Кроме того, существуют биологические предпосылки - у матери возникает аффективная связь к еще неродившемуся ребенку.

Что же мешает развитию привязанности? Обо всех этих условиях мы уже говорили в предыдущих статьях, поэтому напомним лишь кратко:

  1. Возраст матери - чем мать моложе, тем медленнее развивается материнское чувство;
  2. Желанность ребенка;
  3. Непринятие каких-либо черт темперамента или характера ребенка;
  4. Скрытый конфликт с мужем;
  5. Высокий образовательный уровень матерей с жесткой воспитательной установкой.

А важно ли то количество времени, которое мать проводит с ребенком? Как оказалось - нет. Если даже ребенка приносят только на кормление, но при этом мать активно с ним общается, у ребенка также формируется безопасная привязанность. Здесь важно не количество, а качество общения.

В следующий раз мы подробно рассмотрим формы общения, которые возникают у человека на протяжении всей жизни. Вы ведь понимаете, что будучи младенцем - общались совсем не так, как в детстве, а в подростковом возрасте - не так, как во взрослом.

 

Ремизова Г. Е

Omen.ru о3он SpyLOG

Наш опрос
Поставьте оценку этой статье

1
2
3
4
5




Текущие результаты

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz