Коммуникативная готовность к школе
Родители и дети

В прошлый раз мы уже упоминали о важности социализированной (т. е. понятной для других) речи при поступлении в школу. Почему это важно? Представьте себе, Ваш ребенок поднимает руку, встает отвечать и… ничего не может сказать. И совсем не потому, что ничего не знает. Просто раньше Вашему ребенку не приходилось сталкиваться с необходимостью отвечать для других.

Чем дошкольные виды деятельности отличаются от учебных?

1. дошкольные: общение происходит стихийно, оно - продукт другой деятельности; учебные: общение целенаправленно, ребенок овладевает знаниями и этим начинает себя изменять;

2. дошкольные: отношения к взрослым не регламентированы, это желание пообщаться; учебные: отношения к взрослому регламентированы; неважно, что это за взрослый, главное, что он - учитель;

3. дошкольные: во что играть - определяется инициативой, существует произвольный выбор; учебные: общение всегда предметно, любой предмет рассматривается с разных сторон, в зависимости от отрасли знания; содержание учебного предмета регламентировано, изучение не конкретно; объект передачи - способы действия, а не способы потребления;

4. дошкольные: нет регламентации в результатах усвоения, нет единого эталона; учебные: существует эталон и критерии оценки, они определяют и отношение учителя к детям, и отношения между детьми;

5. дошкольные: в центре - близкие взрослые; учебные: в центре - фигура учителя, воспринимается не критично.

Как видим, то, что ожидает ребенка в школе, сильно отличается от того, к чему он привык, особенно если он не посещает ни детский сад, ни прогимназию. Но ведь это не объяснить словами, мы не можем сказать: "Знаешь, Петя, теперь тебе нужно общаться не стихийно, а целенаправленно".

Что же делать? Психологи могут предложить Вам разные способы формирования социализированной речи.

Сначала нужно определить, может ли Ваш ребенок рассказать какую-либо историю так, чтобы всем окружающим было понятно, что происходит. Если ему это удается с трудом, Вы лишь догадываетесь, что происходит, то попробуйте научить Вашего ребенка сами. Социализированную речь надо сформировать. Как это сделать?

Сначала задается проблемная ситуация: предложите ребенку поиграть - вылепить что-то из пластилина, сложить мозаику, lego и т.д. При этом скажите ему, что тоже хотите поучаствовать в игре. Нужен уже готовый образец, например вылепленная из пластилина фигурка - пусть он сам ее сделает, но Вам не показывает и не называет, что это такое.

Теперь задача ребенка объяснить Вам, рассказать, как сделать такую же.

Задача эта непростая. Ребенку нужны какие-то ориентиры для рассказа.

Поэтому нужно заранее подготовить "инструкцию" - карточку, на которой в символической форме нарисованы этапы выполнения задачи:

1. Количество деталей в фигуре

2. Для каждой детали - цвет, форма, количество пластилина для нее

3. Как соединять детали (сверху, сбоку)

4. Способ соединения деталей (приплюснуты или примазаны)

Теперь, имея такой ориентир, ребенок может отслеживать, что ему надо сделать следующим шагом. Как видно, эта карточка не конкретная, а обобщенная, она подходит для любой фигуры. Ребенок сам должен проанализировать и сказать точное количество деталей, цветов и т.д. для своей фигурки.

Попросите ребенка ставить "+" напротив того действия, которое нужно сделать. Если он ставит "+" после выполнения действия (например, сначала объяснит Вам, сколько деталей, а затем поставит значок), то попросите его на следующей фигурке больше не ставить "+", а просто говорить вслух, какое действие нужно выполнять следующим; затем на очередной фигурке попросите его говорить шепотом. Потом уберите карточку совсем. Лучше будет, если в этой игре участвует третий человек, для того, чтобы был наблюдатель со стороны - ведь ни Вы, ни Ваш ребенок не должны видеть, что получается у партнера. Хорошо, если участвуют два ребенка, а Вы наблюдаете со стороны.

Можно сначала продемонстрировать ребенку работу - т.е. поменяться местами - Вы сделаете образец, а затем, не показывая его, объясните ребенку по той же карточке, как сделать такой же.

Лучше провести несколько таких занятий. Обычно бывает достаточно 2-3, и ребенок уже связно и понятно рассказывает, что нужно делать.

Проверьте теперь, может ли он рассказать какой-нибудь случай, так чтобы было понятно всем, и Вы увидите, насколько изменилась его речь!

Ремизова Г. Е

Omen.ru о3он SpyLOG

 

 

Сайт управляется системой uCoz