"Скорая слушает…" или "Как правильно вызвать "03""?
Родители и дети

Казалось бы: "Что за вопрос? Да ничего особенного!" И почему на эту тему требуется отдельный разговор? Давайте попробуем разобраться, и Вы убедитесь, что далеко не каждый, кто набрал номер "03", может точно и (что особенно важно!) быстро сообщить диспетчеру, что же произошло. А ведь именно от этого телефонного разговора порой зависит и скорость, и качество оказания помощи. Ведь работа над Вашим вызовом начинается задолго до того, как врач "Скорой" впервые Вас увидит. Мало кому из непосвященных известно о существовании специальных "Протоколов диспетчерской службы" и "Протоколов оказания неотложной помощи", которые впервые были разработаны в США для службы "911" и взятых на вооружение службами спасения всего мира. Кроме того, существуют алгоритмы, опробованные и отработанные на тысячах станций скорой помощи в течение многих лет, которые обязательно включают в себя, в том числе, и диалог диспетчера с вызывающим. Не сомневайтесь! Человек по ту сторону соединившего вас провода не просто утоляет своё любопытство, конкретизируя те или иные аспекты ситуации, послужившей поводом к вызову. Он просто обязан (целенаправленно и настойчиво!) получить максимум информации, достаточной для того, чтобы выездная бригада уже в момент получения вызова начала анализировать ситуацию. Ведь по "Протоколу…" вызов считается правильно принятым, если диспетчер может ответить выезжающему врачу на пять основных вопросов, согласно Правилу "5W":

 

  • Что (случилось)?
  • Где (случилось)?
  • Когда (случилось)?
  • Кто (пострадавший)?
  • Почему (случилось)?

Поэтому, совет №1: излагая ситуацию, постарайтесь сами следовать этому правилу и Вы значительно сократите время объяснений с диспетчером. Согласитесь, ведь если Вы в панике в течение пяти минут будете кричать в трубку: "Да вы что?! Да человек же умирает! Приезжайте немедленно, не то мы вас!…" и т.д., зачастую забыв назвать даже адрес, то, в конечном итоге - ничего не добьётесь. ПОЖАЛУЙСТА, не поддавайтесь панике, сколь бы страшной не казалась ситуация. Зовите на помощь, используя

АЛГОРИТМ ВЫЗОВА (или как быстро и толково изложить диспетчеру ситуацию, используя Правило "5W".)

1. Постарайтесь в первой же фразе сформулировать то, зачем Вы вызываете "скорую". Например: "Здравствуйте. У ребенка высокая температура" или "Сын упал, повредил ногу".
2. Необходимо назвать точный адрес, с указанием номера подъезда и этажа. Номер подъезда называйте порядковый и только потом нужно уточнить: "четвертый от улицы" или "первый от магазина". Желательно объяснить, как лучше подъехать к Вашему дому и ОПТИМАЛЬНО (!), если кто-либо сможет выйти встретить "скорую". [В этом случае дополнительно скажите, где именно Вы будете ее встречать, а по прибытии машины подайте какой-нибудь знак, что Вы не просто прохожий, например - поднимите руку или (ночью!) мигните фонариком.]
3. После этого ответьте на ВСЕ вопросы диспетчера, по возможности коротко и точно. Он задает лишь те вопросы, ответы на которые необходимы для выезда бригады Скорой помощи. Любая другая информация, которую вы захотите ему сообщить, лишь усложнит ваш разговор.
4. Если Вас попросили вызвать "скорую" для кого-либо (соседа, прохожего, родственника), то прежде чем позврнить, постарайтесь иметь хотькакую-то информацию л пострадавшем: болел ли чем-то раньше, когда лечился последний раз, как давно ухудшилось состояние, что побудило к вызову "Скорой" именно сейчас (усилились боли или сменили характер, появились новые жалобы, ухудшилось самочувствие). Об этом Вас обязательно спросят и, пожалуйста, постарайтесь ответить правильно.

Вы спросите: "Зачем это нужно?" Отвечаю: протоколы (или алгоритмы) действий в различных ситуациях хорошо известны каждому врачу-неотложнику. А все они начинаются с оценки ситуации, которая базируется на полученной от диспетчера информации, помогая наметить план действий по оказанию помощи еще не видя больного, по дороге на вызов. Не преувеличивая, можно сказать, что лечение начинается до выезда машины "Скорой помощи" со станции. Начинается с того момента, когда врач возьмет карту вызова. Повод к вызову, пояснения диспетчера, возраст, время суток - все начинает сцепляться друг с другом в логическую цепочку

И когда врач входит в квартиру, у него в голове уже имеется несколько подходящих вариантов, которые уточняются, отбрасываются или детализируются при анализе обстановки, внешнего вида и поведения больного и окружающих. Поэтому, у него готов предварительный диагноз задолго до того, как он спросит Вас: "Что беспокоит?".

Порой бывает и так, что, видимо опасаясь отказа при вызове "неотложки" или желая ускорить ее прибытие, некоторые люди указывают заведомо неправильный повод. Думая, что "боли в животе" или "боли в голове" - это недостаточно веско, они сразу говорят "болит сердце", а то и "умирает". Однако, несоответствие ожидаемой и фактической картины сводит не "нет" всю подготовительную работу врача, слом старой и построения новой версий, что занимает некоторое время и, невольно, вызывает обоюдное раздражение: у врача - на пациента (за ложь!), а у пациента - на врача (за кажущееся тугодумие и медлительность!). Поймите, ведь перестраивать всегда труднее, чем строить! Отсюда совет №2 : ГОВОРИТЕ ПРАВДУ и Вы получите помощь быстрее и эффективнее.

Должен заметить, что работники "неотложки" являются специалистами во всем: ведь невозможно угадать заранее какой вызов будет следующим. Поэтому, может и несколько поверхностно, но "скоропомощники" должны знать и уметь применять знания из любой области медицины: от перелома до инфаркта, от родов до дизентерии, от отравления до инсульта и т.д. В любом месте в любое время им нужно за несколько секунд оценить обстановку, принять решение и начать оказание помощи. То же самое относится и к диспетчерам, имеющим специальное медицинское образование. Поэтому, в несложных случаях (а порой и в очень серьёзных ситуациях!) можно благополучно дождаться приезда машины "03", пользуясь их советами. Особенно если Вы не владеете навыками оказания неотложной помощи. Отсюда совет № 3: НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ СОВЕТАМИ, которые можно получить по телефону от людей, которые работают в экстренной медицине не один год. Известны случаи успешной реанимации пострадавших, проведенной диспетчером "по телефону".

В том, что Вы позвонили по "03" нет ничего из ряда вон выходящего - никто от этого не застрахован! Но вот после того, как Вам сообщили, что "Вызов принят!", единственное, что от Вас требуется - терпеливо ожидать приезда машины "Скорой помощи". Она обязательно приедет! И если Вы не хотите посоветоваться с диспетчером, а просто нетерпеливы, НЕ НАБИРАЙТЕ "03" снова и снова - "Скорая…" от этого быстрее не приедет, а любой неоправданный звонок, занимающий линию, может стоить жизни больным, которые в данный момент не смогли дозвониться. Отсюда совет № 4 и, на сегодня, последний: БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ!

Здоровья Вам и успехов!

к.м.н. Овезов А.М.

 

о3он SpyLOG

 

 

Сайт управляется системой uCoz