Как общается младенец?
Родители и дети

Способен ли родившийся малыш общаться с Вами? Конечно, да! Хотя, способов общения у такого маленького еще нет, не сформировались. И Ваша задача - помочь ему наладить контакт с окружающим миром.

К концу 2-го месяца жизни у ребенка можно наблюдать так называемый «комплекс оживления» - так психологи называют сложную положительную эмоциональную мимико-соматическую реакцию на лицо говорящего взрослого.

Что это за реакция? Формируется она в несколько этапов. Самое первое, что Вы можете пронаблюдать у своего ребенка - это прислушивание к Вашему голосу и сосредоточение взгляда на Вашем лице. Второй компонент - появление улыбки, обращенной к Вам (это происходит к концу 3-й недели жизни). Третий компонент - гуканье и гуление, т. е. голосовая реакция на Ваше появление. И, наконец, четвертый компонент - протягивание ручек и ножек ко взрослому. Этот завершающий шаг очень важен для дальнейшего развития моторики ребенка. Первоначально тонус мышц-сгибателей выше, и у малыша ручки и ножки постоянно согнуты. На завершающей же стадии «комплекса оживления» он начинает их самостоятельно разгибать.

Через какое-то время (приблизительно на 3-м месяце жизни) Вы заметите, что если раньше инициатором общения были Вы, то теперь ребенок перехватывает инициативу, стремится привлечь интерес взрослого. А к 6-ти месяцам жизни «комплекс оживления» заменяется другим, более сложным взаимодействием взрослого и ребенка.

Появление комплекса «оживления» - индикатор нормального развития Вашего ребенка. Ребенок не просто реагирует на какое-то внешнее воздействие (т. е. на Вас как на неодушевленный предмет). Между взрослым и ребенком установилась первая форма эмоционального общения. И это имеет очень важное значение - у Вашего ребенка возникла первая потребность - потребность общения с другими.

Насколько она важна для ребенка? Судите сами. Расскажу лишь про один из экспериментов, проводимых психологами в нашей стране.

Эксперимент проводился на двух группах младенцев. С одной группой были организованы специальные сеансы общения по 7-8 минут в день, с другой - таких сеансов не проводили. В результате в первой группе дети дольше занимались игрушками, совершали больше разнообразных действий, чаще радовались впечатлениям от игрушек и испытывали более глубокое удовольствие от них и своих действий с ними, исследовали игрушки полнее, более разнообразными средствами, у них было больше сложных и меньше примитивных действий, чем во второй группе. Таким образом, дети, получающие эмоциональный отклик взрослых, более успешны в своем развитии.

Подтверждают этот факт и многочисленные исследования детей-сирот, воспитывающихся в домах ребенка или в приютах. Очень часто у таких детей проявляется так называемый феномен «госпитализма» - резко снижаются показатели развития, они начинают отказываться от общения, боятся, пытаются спрятаться; у них не развивается речь; плохо развиты движения; отсутствует познавательный интерес; к концу 2-го года жизни такие дети не выделяют взрослых из окружения.

Феномен «госпитализма» может приобрести и ребенок, живущий в семье. Выяснено, что если в течение первых 3-х лет жизни у матери нет положительного эмоциональног

о отношения к ребенку, то последствия могут быть крайне тяжелыми (например, отсутствие у ребенка социальной потребности в общении с людьми; психопаталогия личности; задержка умственного развития; склонность к асоциальному поведению).

Если ребенок в течение первых 3-х лет жизни был изолирован от матери (или от близкого взрослого) на время от 3 до 6 месяцев, то ему грозит искаженное развитие, признаки которого - очень высокая тревожность, склонность к страху, потеря доверия к миру (а отсюда и пассивность), низкая или неверная самооценка, зависимость от близкого взрослого. По статистике мальчики переносят такую изоляцию хуже, чем девочки.

При «госпитализме» у ребенка может наблюдаться синдром анаклитической депрессии: сначала проходит фаза протеста - плач, крики, истерики; ребенок не готов смириться с тем, что его «бросили» и пытается это доказать. Если уровень отношений с матерью до того, как ребенка изолировали, был высокий (с ним много и часто общались), то он будет протестовать долго. Через какое-то время эта фаза сменяется следующей - фазой отчаяния: малыш перестает протестовать, затихает, но это не означает, что наступило улучшение его состояния. Угрожает последняя, самая опасная фаза - фаза отрыва: ребенок впадает в апатию, ему ничего не надо, он ничего не хочет и перестает реагировать на окружающих. Если такой ребенок до изоляции уже начал говорить, то эта способность теряется. Если во время не спохватиться, то могут произойти необратимые изменения личности малыша.

Восстановить первоначальный уровень общения и развития все же возможно, хотя это очень проблематично. Придется завоевывать доверие ребенка с самого начала. Ведь, если он успел дойти до апатии, то никак не прореагирует на Ваше появление.

Связано это с потерей доверия к окружающему миру. Безразличие взрослого вообще вызывает тревогу и страх малыша. Ведь взрослый - единственный, кто способен пока удовлетворять нужды ребенка (кормить, согревать и т. д.).

Поэтому никогда не забывайте, что первые годы жизни имеют особое значение для развития личности Вашего ребенка.

Ремизова Г. Е

Omen.ru о3он SpyLOG

Наш опрос
Поставьте оценку этой статье

1
2
3
4
5



Текущие результаты

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz